Телефонные мошенничества
- Подробности
- Опубликовано 20.06.2023 13:51
Разъясняет заместитель прокурора Богучанского района Прибыткина А.Н.
Современные средства связи, в том числе мобильные телефоны, стали неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Однако совершенствование информационно-коммуникационных технологий облегчает жизнь не только простым гражданам, но и преступникам.
В современном обществе одним из самых распространенных видов преступлений является мошенничество.
В истекшем периоде 2023 года на территории Красноярского края жертвами мошенников стали 5229 человек, ущерб, причиненный преступлениями указанного вида, составил 1 179 481 009 руб., из них на территории Богучанского района пострадало 27 человек, ущерб от причиненных преступлений равен 3 695 830 руб.
МВД России выделяет основные способы телефонного мошенничества, к которым относятся:
1. Мошенничество с банковскими картами, которые являются крайне соблазнительными для криминального воздействия.
2. Звонки от «служб безопасности банков» о якобы совершенных подозрительных операций по счету гражданина или сбое в программном обеспечении и потере средств.
3. Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государственных служб. Такой вид мошенничества является наиболее циничным. Цель данного вида звонков та же самая – усыпить бдительность и выманить нужную для преступника информацию, завладев кодам и доступом к банковским счетам.
4. Звонки с подменных номеров. Большинство банков имеют специальные номера, используемые для связи с клиентами (например Сбербанк использует номер 900 или 9000. Но существую специальные программы-обманки, которые маскируют настоящий номер звонящего, и абонент видит на экране телефона знакомый ему номер. Аналогично, когда мошенники «присваивают» себе номера телефонов представителей официальных ведомств.
Проблема данного вида мошенничества настолько обострилась, что 02.07.2021 Президент России подписал поправки в Федеральный закон «О связи» позволяющий блокировать СМС-сообщения и голосовые звонки с подменных номеров. Операторы связи лишаются возможности менять истинный номер звонящего.
5. Махинации со счетами мобильных телефонов. Самый распространенный вариант такого мошенничества – сообщение или звонок об ошибочном перевод денежных средств на счет мобильного телефона и просьба вернуть их.
6. Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьба о помощи. Беспокойный звонок попавшего в беду родственника обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода и пр., после чего следует просьба о помощи в виде перевода или передачи курьеру немалой суммы с целью «откупиться» от ответственности или возместить причиненный ущерб.
7. Сообщение о выигрыше в лотерею. Такая отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи.
8. Сообщения – «грабители» которые поступают жертве с просьбой перезвонить по телефону, где ему якобы должны сообщить важную новость. Как правило на звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счета списана большая сумма.
На самом деле сотрудники банков, правоохранительных органов никогда не звонят гражданам по вопросам, связанным с переводами денежных средств. При поступлении такого рода звонков, когда на Вас оказывается давление, запугивание, когда Вас торопят с принятием решения или совершении каких-либо операций, главное – сохраняйте спокойствие, на вопросы не отвечайте односложно «ДА», сами задавайте вопросы собеседнику. Никогда не сообщайте трёхзначный код CVC/CVV, который расположен на оборотной стороне Вашей карты, а также коды из приходящих СМС, логины и пароли. Настоящие сотрудники банков никогда не выявляют данные сведения.
Прежде чем совершать какие-либо действия отставьте в сторону панику в случае сообщения о списании денежных средств со сета или попавшем в беду родственнике, или радость, в случае внезапного выигрыша в лотерею. Прекратите разговор с незнакомцем, положите трубку первым возьмите паузу и не принимайте поспешных решений.
Не переводите деньги на счета неизвестных Вам людей. Не устанавливайте на телефон приложения из неизвестных Вам источников. Чтобы прояснить ситуацию сами перезванивайте, на горячую линию банка или государственного учреждения по телефонам, указанным на официальном сайте.
Сами позвоните своему родственнику якобы «попавшему в беду», а в случае, если его телефон недоступен, перезвоните другим родственникам. Позвонив в отдел полиции можно узнать, действительно ли близкий Вам человек сейчас находится там.
Также незамедлительно сообщайте в органы полиции о совершенных в отношении Вас мошеннических действиях.
Берегите себя и своих близки, будьте бдительны, не давайте себя обмануть и не попадайтесь на уловки мошенников.
Прокуратура Богучанского района Красноярского края